Бигль...Бигль?...Бигль форум!!! Много полезной и интересной информации!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бигль...Бигль?...Бигль форум!!! Много полезной и интересной информации! » Воспитание » Боязнь громких звуков - причины и коррекция


Боязнь громких звуков - причины и коррекция

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Известно, что многие собаки панически боятся громких звуков - грозы, салютов, взрывов петард. Во время новогодних и рождественских праздников многие собаки, поддавшись панике, теряют своих хозяев. В чем причина такого поведения и можно ли с ним бороться? Другими словами, можно ли установив причину паники, корректировать поведение собаки?

Причины панического поведения

Для начала рассмотрим причины панической боязни собаками громких звуков.

Первая причина боязни громких звуков может быть вызвана чисто ветеринарными обстоятельствами – болезнью вашего питомца (головной болью, нарушением слухового аппарата и т.д.). Разумеется, необходимо установить причину болезни, для чего – и сделать это необходимо в первую очередь – при появлении симптоматики боязни громких звуков, следует обратиться к ветеринару, который установит причины болезни и предложит варианты лечения.

Вторая причина обуславливается генетическими факторами. У подавляющегося большинства собак, боящихся громких звуков, причины этой боязни вызваны наследственными факторами, то есть передаются по наследству. Паническое поведение может проявиться самым неожиданным образом, по самым разным причинам – как в сочетании с громкого звука с другими факторами (например, визуальными образами – скажем, резко надвигающейся тенью), так и без воздействия оных.

Кстати говоря, еще совсем недавно никто не подвергал сомнениям генетическую обусловленность боязни громких звуков. Опытные собаководы помнят, что еще лет пятнадцать назад служебных собак безжалостно выбраковывали из разведения, если они не могли пройти так называемую «проверку на выстрел».

У собак со здоровой наследственностью вызвать паническое поведение в ответ на громкий звук можно только после сочетания с очень сильным стрессирующим воздействием (сильной болью), зачастую после многих повторений.

Таков, к примеру, механизм боязни грозы или салютов у пожилых собак (см. причину №1), страдающих головными болями (например, в следствие вегето-сосудистой дистонии) и заболеваниями слухового аппарата. У них громкие звуки по-просту вызывают болевой синдром, которого они стремятся избежать любыми доступными способами.

Третья причина - неправильно проходившее индивидуальное развитие собаки. У так называемых собак-изолянтов, выращенных в замкнутых пространствах, и в следствие этого в чувствительный период не прошедших соответствующего (естественного) обучения, знакомтсва с разнообразными факторами окружающей среды, громкие звуки также могут вызывать паническую старт- реакцию. Мне доводилось сталкиваться с такими собаками, и их поведение, в случае здоровой наследственности, вполне подвергалось коррекции.

Так, в моей практике был пес (на три четверти малинуа, на четверть немецкая овчарка) опасавшийся выходить из собственного вольера и забивавшийся туда при малейшем постороннем звуке. Сложность состояла в том, что собаке предстояла служба в одном из спецподразделений, для чего, собственно, его и привезли из Франции. Несмотря на тяжелый анамнез, собаку удалось полностью восстановить, она со своим проводником участвовала в чеченской кампании, а её работу неоднократно демонстрировали коллегам по спецслужбам из разных стран.

0

2

Общие соображения

Итак, каким способом можно корректировать боязнь громких звуков у собак.

Повторюсь, первое, что следует сделать – это пройти тщательное ветобследование. Если оно показало, что собака здорова, можно попробовать исправит её поведение.

Кстати говоря, существует достаточно странное, если не пользоваться более сильными выражениями, заблуждение, что паникующую собаку нельзя успокаивать, гладить. Подобные взгляды, к сожалению, тиражируются после прочтения разнообразных переводов и цитат этих переводов «советов» некоторых зарубежных, главным образом англоязычных кинологов.

Однако для специалиста с биологическим образованием очевидно, что зачастую их «советы» безграмотны. Причины этого в заключаются в том, что мало кто из западных действующих дрессировщиков имеет специальное образование и в этом отношении мало отличается от наших многочисленных «корректоров психики». Эти «специалисты» точно также цитируют друг друга и множат заблуждения, как и наши доморощенные гуру.

Действия хозяина во время паники
Вернемся, однако, к действиям хозяина во время паники его собаки. Как он должен вести себя? Не вдаваясь в объяснение физиологических причин, используем пример. Как будет вести себя мать, если её ребенок чего-то сильно испугался? Куда и в каких выражениях «пошлет» она специалиста, который посоветует ей не успокаивать плачущее испуганное дитя?

Собака с хозяином и без него – это как говорится две большие разницы. В присутствие хозяина, собака, в силу своей биологической природы, ищет у него защиты, которую, при малейшей возможности, конечно - же необходимо ей дать.
Поэтому, во время сильной грозы или салюта, заметив у собаки признаки паники успокойте питомца, погладьте его, поговорите с ним, если есть лакомство – дайте его. Корректировать поведение будете после – сейчас самое главное успокоить собаку, не допустить развития стресса!

Методы коррекции боязни громких звуков

Существует огромное множество способов «излечения» собаки от боязни громких звуков. Дело хозяина выбрать тот, который максимально исключит роль случайных факторов и будет по возможности, самым гибким.

Общие соображения на этот счет таковы: страх – сильнейшая отрицательная эмоция, сопровождающаяся соответствующими физиологическими реакциями (гормональными, вегетативными и т.д.) которые, действуя по системе обратной связи, усиливают страх, превращая его в панику. Следовательно, задача тренера – убрать отрицательный эмоциональный фон. При этом, как мы уже отмечали выше, паника может застать собаку в присутствии хозяина и в его отсутствии.

Менять поведение собаки следует весьма постепенно, и начинать это делать следует в присутствии хозяина. Первый шаг – объяснить, что звук - это не страшно. Один из эффективных способов – переключить внимание собаки, сконцентрированное на звуках, на другой объект, а лучше на другую деятельность, которая завершается положительным для собаки результатом и, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.

Эффективный способ переключения внимания - выполнение собакой, каких либо команд. Естественно, для этого собака должна пройти некое предварительное обучение, в условиях, близких к идеальным, где отвлекающих факторов – звуков, запахов, визуальных объектов по возможности не будет.

0

3

Заметное преимущество в этом плане имеют те собаки, которые подвергались дрессировке с условным подкреплением (например, с использованием кликера). Известно, что использование условного подкрепления эффективно концентрирует внимание животного на тренере, а само обучение проходит на высоком положительном эмоциональном фоне. Такие собаки, зачастую после двух-трех уроков прекращают обращать внимание на отвлекающие факторы, даже очень сильные.

Общее правило таково – если навык в совершенстве выполняется в «обедненных» условиях среды, можно пробовать усложнять задачу.

Для этого, отработку тех или иных навыков, в процессе их совершенствования, следует очень и очень постепенно переносить во все более шумные места – из квартир в тихие дворы, затем тихие улицы, затем улицы с интенсивным движением, желательно перемещаясь (благо большие города такие возможности предоставляют) поближе к стройплощадкам и дорожным работам - с обильным использованием отбойных молотков, шумных работающих двигателей и т.д.

В качестве наиболее удобного в этих обстоятельствах, навыка, можно использовать команду «рядом», выполняемую с разным темпом, в том числе, с посадкой и укладкой собаки после остановки, выполнение «комплексов» около ноги хозяина, преодоление препятствий (если таковые найдутся), выполняемые в движении. Постепенно можно поработать над выдержкой, строго соблюдая в отношении требований к чистоте выполнения навыка и увеличения силы звуковых воздействий принцип «от простого к сложному».

Метод обучения с постепенным усложнением условий называется методом последовательного приближения.
Разумеется, правильное выполнение навыка на всех этапах усложнения щедро восхваляется и вознаграждается хозяином. Кстати, последователи условно «английских» метод дрессировки, при правильных действиях своих собак, зачастую сами издают столь преувеличенно радостные, резкие, громкие и разрушающие мозг вопли, что поневоле приучают питомца не обращать внимания на громкие звуки – или считать их сопутствующим фоном - чего–то хорошего и веселого. Хоть в этом от них (воплей) есть какой-то прок.

Если есть возможность использовать для снятия у собаки нежелательного поведения стартовый пистолет, то применять его можно, строго соблюдая приведенные выше рекомендации: сначала звук подается издалека, лучше на фоне других шумов. Дистанция до собаки сокращается постепенно, собака во время выстрела должна выполнять какой-нибудь несложный навык, закрепленный до автоматизма. Если нет стартового пистолета, то можно использовать старый «досаафовский» способ - надувные шарики. Их можно прокалывать на расстоянии от собаки, а когда она привыкает к звукам, можно позволить собаке играть с ними – в том числе и тогда, когда собака осталась одна дома. Можно использовать и различные шумящие игрушки с секретом, продающиеся в зоомагазинах.

Самое главное, не торопится, ни в коем случае не пытаться приблизить желаемый результат. Усложнять условия (усиливать звуковое воздействие) можно только после того, как собака перестает проявлять реакции на менее сильные воздействия.

Приучить собаку избегать громких звуков, без присутствия хозяина, можно, используя сильную мотивацию – например пищевую. Для этого, голодной собаке оставляется пища (например, на кухне), откуда выходит хозяин и куда собака допускается только после этого. Для создания звукового фона можно использовать разной степени экзотичности способы – например, прокручивать шумы на магнитофоне, или включать телевизор, постепенно усиливая громкость.
Кстати, подобным образом во время Великой Отечественной войны готовили собак подрывников танков – их попросту кормили в условиях постепенно усиливавшихся шумовых эффектов – начиная с общего шумового фона и заканчивая кормежкой под танком с работающим двигателем.

В заключение хочу подчеркнуть, что ничего сложного и сверхъестественного в методах коррекции нежелательного поведения собаки в стрессовых условиях нет. Главное постепенно, настойчиво и последовательно заниматься с собакой, внимательно наблюдая за её поведением.

автор И.И. Затевахин

0

4

Собака боится салюта или полезная глухота

Тест-драйв

Прежде, чем начинать приучение питомца к звуковым раздражителям, не лишним будет проверить реакцию собаки на громкие звуки. Возможно, ваш любимец – стойкий, невозмутимый и уверенный в себе пес, и все попытки лопнуть воздушный шарик или запустить петарду могут вызвать у него лишь легкое недоумение. С другой стороны, не зная заранее реакцию животного, проводить такую проверку нужно очень аккуратно, следуя определенным правилам.

Начните с выбора силы звука. Любое приучение следует начинать постепенно, однако вам необходимо знать, от чего отталкиваться. Если ваш питомец совершенно не реагирует на случайное падение посуды на кухне, вряд ли актуально использовать в качестве теста осторожный хлопок в ладоши. И напротив, инфантильную, неуверенную в себе собаку взрыв петарды может привести в состояние нервного срыва. Подберите звук (звуки), который умеренно привлекает внимание собаки и вызывает некоторую осторожность, но не пугает животное.

Воспроизведите выбранные вами звуки несколько раз в разной обстановке, и выберите такой, который не вызывает бурной реакции у собаки, которая ничем не занята. Во время игры и кормления чувствительность животного, скорее всего, понизится, поэтому ориентироваться на результаты теста в подобной обстановке не стоит.

Примечание: суки в течке, во время щенности и лактации могут быть очень пугливы, недоверчивы или агрессивны из-за гормональных факторов, поэтому начинать тестирование и обучение собаки в этот период нельзя.

Тестовую ситуацию необходимо тщательно планировать во избежание любого форс-мажора. Во-первых, проследите, чтобы громкий звук ни в коем случае не совпал с каким-либо неприятным ощущением для животного – например, со случайным толчком, разрядом статического электричества, рывком ошейника. Приучить собаку спокойно воспринимать звуки после подобных «тестов» становится гораздо сложней. Во-вторых, не исключайте возможность испуга и заблаговременно возьмите питомца на поводок, если вы находитесь на улице. Чтобы не причинять животному боль и минимизировать риск, лучше пропустить поводок под грудью, сделав дополнительную петлю, либо использовать шлейку. В-третьих и главных, не пугайтесь сами. Если вы неизбежно вздрагиваете и озираетесь, все, что остается вашей собаке – это поверить в опасность.

Вышеописанные правила планирования ситуации действительны во время всего обучения животного. В отличие от многих других навыков, снижение чувствительности к громким звукам не нужно отрабатывать отдельно на поводке и без него, поскольку в данном случае от животного не требуется активных действий или изменения линии поведения. Инфантильные и неуверенные собаки могут пугаться звуковых раздражителей по мере удаления от владельца. С такими животными необходимо работать, постепенно увеличивая расстояние.

Испуг владельца меньше влияет на собак самостоятельных, не слишком заинтересованных в контакте с человеком. Однако при идентичности остальных факторов, ваша невозмутимость ускорит процесс обучения, а для некоторых животных она может оказаться и вовсе решающей. Людям, столь же чувствительным к громким звукам, как и их питомцы, стоит сперва потренироваться без собаки.

Интервал, с которым вы увеличиваете силу звука при обучении, должен быть также комфортным для животного. Добившись нейтральной реакции на раздражитель определенной силы, выбирайте следующий звук, который вызывает у собаки незначительную настороженность. Резкое повышение громкости может вызвать срыв нервной системы, выраженную пассивно-оборонительную реакцию и свести на нет предыдущие результаты дрессировки.

Подобного подхода требуют и дополнительные (отвлекающие) раздражители. Поначалу следует заниматься с собакой в знакомом спокойном месте, в отсутствие других животных и прочих факторов, которые сильно отвлекают вашего питомца. Позже вы постепенно разнообразите ваши занятия, приближая условия к реальным – наличие городского шума, людей, животных, машин, играющих детей и др. При этом с каждым отвлекающим раздражителем следует работать отдельно ровно до того момента, когда он перестанет интересовать вашу собаку и негативно влиять на ее восприятие громких звуков.

Одна из главных ошибок, которую можно сделать во время обучения – попытки успокаивать испуганного питомца с помощью поощрения. Такими действиями вы рискуете подкрепить у животного поведение избегания (трусость). Поэтому хвалить и поощрять собаку можно лишь тогда, когда она относительно спокойна и не проявляет очевидных признаков страха. Для нейтрализации же пассивно-оборонительной реакции со стороны животного самыми эффективными методами будут спокойствие, полное игнорирование как самого звука, так и ответной реакции питомца, а также переключение собаки на выполнение каких-либо механических навыков.

Особое внимание следует уделить технике безопасности при отработке навыка в присутствии бездомных животных. Помните, что реакция бродячих собак на громкий звук может быть различной – от испуга и побега до агрессивного поведения. Кроме того, неуверенное состояние вашего питомца может спровоцировать посторонних животных на нападение. Поэтому присутствие свободно гуляющих (не на поводке) собак в зоне ваших занятий – один из последних отвлекающих факторов, который следует использовать в обучении. Вы всегда должны быть готовы к решительным действиям по защите вашего питомца от агрессивных сородичей.

Поскольку одним из главных источников звуковых раздражителей является пиротехника, не лишним будет напомнить о строгом соблюдении техники безопасности при ее использовании. Пожалуй, ничто не способно так эффективно научить собаку бояться салютов, как петарда, взорвавшаяся под ногами и причинившая болезненный ожог.

Итак, вы уже изучили правила приучения животного к громким звукам, а также провели тестирование. Как построить занятие? Прежде всего, хорошенько выгуляйте питомца. Любые упражнения на снижение чувствительности лучше проводить в конце прогулки, когда собака растратила большую часть «лишней» энергии. Далее необходимо определить круг наиболее подходящих мотиваций в данный конкретный момент. Это может быть игра, пищевое подкрепление, игрушка или что-нибудь еще.
С неуверенными собаками лучше начинать занятия дома, в остальных случаях можно сразу работать на улице. В зависимости от того, какие звуковые раздражители вы используете, вам может понадобиться помощник. Лучше, если собака его не видит, чтобы избежать формирования связи между конкретным (или абстрактным, если помощники меняются) человеком и звуком.

В самом процессе приучения возможны различные вариации в зависимости от темперамента животного:

-Сформируйте у собаки связь между звуком и мотивацией. Например, кормите питомца исключительно под те звуки, которые вызывают пассивно-оборонительную реакцию. Данный метод хорошо работает на пугливых животных, не имеющих эмоционального контакта с владельцем.

-Переключайте внимание собаки, добиваясь выполнения знакомых животному навыков. При этом добивайтесь бы кратковременной концентрации на владельце. Такой подход будет эффективным для собак, уже прошедших определенную дрессировку. Для данного упражнения следует поначалу выбирать только несложные механические действия, отлично знакомые собаке (например, «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Место», «Ко мне»).

-Используйте другое животное, предпочтительно старшее по возрасту и рангу по отношению к вашему питомцу. Выберите дружелюбную, уравновешенную собаку, которая не реагирует на звуковые раздражители, и работайте в ее присутствии, чередуя игру с простыми упражнениями. Данный метод легко осуществим в условиях дрессировочных площадок.

У некоторых животных пассивно-оборонительная реакция выражается в навязчивом стремлении бежать, от которого сложно избавиться с помощью вышеописанных методов. Такую собаку лучше заставить двигаться в быстром, но постоянном и размеренном темпе рядом с проводником (собака должна быть знакома с командой «Рядом»). Постепенно скорость движения можно уменьшать, а также требовать от животного выполнения других элементов навыка движения рядом – усадка у левой ноги, повороты, изменение темпа движения. Когда собака научится справляться со страхом и обращать внимание на владельца, можно использовать и другие методы обучения.

Игнорирование звукового раздражителя и любых «неправильных» реакций собаки является мощнейшим приемом для животных, имеющих хороший эмоциональный контакт с человеком. Ваша задача в таком обучении предельно проста – делать вид, что не произошло ничего. Однако данный прием будет эффективен только в том случае, если вы сделаете это качественно. Голос, интонации, взгляд, любое движение и эмоциональный настрой владельца моментально фиксируются животным, поэтому необходимо тщательно следить за своим состоянием.

Стоит заметить, что под воздействие громких звуков вы с питомцем можете попасть и совершенно случайно. Самой оптимальной реакцией в подобной ситуации является полное игнорирование. Даже если ваша собака оказалась без поводка и вышла из-под контроля, не проявляйте испуга – этим вы только спровоцируете бегство. Ведите себя спокойно и попробуйте все, что может заставить питомца подойти (например, демонстрация лакомства, уход от собаки).

Часто перед обучением собаки возникает вопрос: где найти источник достаточно громких звуков? Такие предметы, как стартовый пистолет, которым часто пользуются на дрессировочных площадках, редко оказываются под рукой у среднестатистического владельца. Данный список подскажет, где «обитают» звуки.

Надутые «до отказа» воздушные шары;
некоторые детские игрушки (обычно пистолеты);
свистки и дудочки футбольных фанатов;
небьющаяся металлическая посуда;
хлопушки и петарды;
сигналы машин в пробке;
стройка;
пейнтбольные площадки;
небольшие фейерверки;
городские праздники;

Анастасия Закаблук
Ветеринарный врач,
тренер Украинской федерации спорт с собаками

0


Вы здесь » Бигль...Бигль?...Бигль форум!!! Много полезной и интересной информации! » Воспитание » Боязнь громких звуков - причины и коррекция