Ѕигль...Ѕигль?...Ѕигль форум!!! ћного полезной и интересной информации!

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.



ќхотничьи приметы

—ообщений 1 страница 13 из 13

1

ќ’ќ“Ќ»„№» ѕ–»ћ≈“џ
 онстантин ѕлахов

Ђ¬ыпьем, други на крови!ї
(–усска€ охотничь€ песн€)

¬ истории человеческой цивилизации охота была самой древней профессией, дававшей люд€м все необходимое - пищу, одежду, инструменты, жилище. Ѕолее того, охота была образом жизни первобытных племен. »менно она помогла люд€м преодолеть морозы ледниковых периодов, но, правда, ценой истреблени€ таких видов зверей как мамонт, шерстистый носорог, гигантский олень, пещерный медведь. ќчень многие современные охотничьи обычаи и приметы восход€т к глубокой древности, к временам €зычества. ѕри этом некоторые из них дошли до нас почти в неизменном виде, другие Ц в преображенном или искаженном, третьи возникли сравнительно недавно, а четвертые Ц причудливо переплелись с православными традици€ми.

http://s2.uploads.ru/Hjv5F.jpg

Russian hunter in Volga mouth, Paris, 1867

Ќесмотр€ на уже более чем тыс€челетнюю историю православи€ на –уси, €зыческие традиции оказались чрезвычайно живучими, народ сохранил их порой почти в неизменном виде, порой трансформировал в причудливый сплав культур и времен.  то сейчас, например, справл€€ ћасленицу, вспоминает, что это не просто проводы зимы, а сложный обр€д, где с одной стороны, приветствуетс€ торжество ∆изни над смертью (сжигание чучела ћораны), а с другой Ц славитс€ —олнце (ƒаждьбог), символом которого служат знаменитые блины. ј древн€€ традици€ поминок, когда застольем и весельем, оп€ть-таки, достигалс€ двойной эффект: как бы говорили щурам (предкам), что их не забывают, а смерти противопоставл€ли ∆изнь.  ак усмотреть в √еоргии Ц ѕобедоносце, который, кстати, €вл€етс€ символом ћосквы, €зыческого ѕеруна, на крылатом коне сошедшегос€ в смертельной схватке со змеем Ц ¬олосом? » многие другие обычаи, которым мы просто следуем, не задумыва€сь об их €зыческом происхождении.

http://s2.uploads.ru/5T6Dx.jpg

0

2

 ак у народов и племен, живших на побережь€х морей и океанов, всЄ строилось вокруг мор€ и рыбной ловли, так у народностей и племен, союзы которых дали основу русского народа, именно охота и земледелие имеют наиболее прочные и глубокие корни. ¬ центре охотничьих и иных традиций древних восточных слав€н, лежали представлени€ о самом мироздании: ¬елика€ ћать ∆ива посадила ћировое ƒерево, раскидистый дуб, который ветв€ми своими, воздетыми высоко в небо, и корн€ми, проникшими глубоко, объединил «емлю и Ќебо в единое целое. ¬еликое ƒрево проникло до седьмого неба и накрыло его своей вершиной. —амо же седьмое небо стало дном дл€ небесной воды. Ќа нем родилс€ остров, именуемый ирием (Ѕу€ном) где стали жить все прародители земных животных Ц зверей, птиц, рыб, €щериц, л€гушек, змей и всех остальных. ќтсюда они сход€т на землю, когда наступает их черед родитьс€. —юда же наши птицы улетают осенью, когда приход€т холода и бог ярило закрывает серебр€ными ключами вход с тем, чтобы по весне выпустить всех обратно. ќт любви «емли и Ќеба родились боги Ћюбви - –од (Ћюбовь ћужска€) и Ћада (Ћюбовь ∆енска€). ” Ћады, потом, родилась дочь Ц Ћел€, которую, вместе с матерью стали звать –ожаницами, так как они давали ∆изнь всему сущему. «верь, птица или рыба, пойманные и избавленные охотниками или рыболовами от шкур и плоти, уход€т в ирий. “ам их встречает старший в роду, и они докладывают ему, следовал ли охотник (рыболов) ѕравде Ћесной, не мучил ли он их понапрасну, повинилс€ ли он их душам, покинувшим тело, поблагодарил ли их по чести. ’орошо если охотник выполнил все необходимые формальности, тогда ћать и ƒочь –ожаницы Ц Ћада и Ћел€ быстро сошьют зверю новую шубку, скро€т птице оперение или оденут рыбу в чешую и позвол€т им вновь родитьс€ в норе, гнезде или в воде и продолжить род свой дальнейшим воплощением.

http://s3.uploads.ru/dH49y.jpg

0

3

¬ период €зычества, который, к слову сказать, длилс€ в истории народов –уси намного дольше, чем православие, поведение человека в лесу, на охоте и рыбной ловле регламентировалось достаточно жестко. ƒл€ сравнени€: современное православие вообще никак не обозначает своего отношени€ к охоте, в отличие, например, от ислама. —воеобразный свод этих правил именовалс€ ЂЋесной ѕравдойї. Ђѕравдамиї тогда называли любые законы, отсюда и выражение: ЂЌе по ѕравде живешьї (живешь не по закону). —огласно этим предписани€м, „еловек, пришедший в лес, к реке, озеру, или роднику должен был приветствовать их союз с ¬еликой ћатерью, поклонитьс€, оставить подношение.  ак у самосто€тельных созданий, надлежало спросить у них разрешение на охоту или рыбалку. ƒобывать звер€, птицу или рыбу следовало только дл€ пропитани€ или на продажу, и такими способами, которые бы сводили к минимуму страдани€ животных. ƒо наших дней сохранились некоторые из заповедей той ѕравды: Ђ”битого звер€ не держи в поле - будет худої, Ђ∆ивую рыбу домой носить Ц не станет ловитьс€ї, Ђ— корн€ лес не вал€й, а валежник собирайї.

http://s3.uploads.ru/0Tpb4.jpg

Kubanskaj ohota, the Grand duke Sergei Mikhailovich and Aleksandr Mikhailovich, grandchildren of Russian emperor Nikolay I. have hunted down bisons

0

4

ѕосле успешной охоты или рыбалки следовало отблагодарить души животных, отвести от себ€ их гнев за преждевременно оборванные жизни. ѕри этом чтобы облегчить и ускорить возвращение животных в новом обличье на «емлю, требовалось хоть что-либо из добытого оставить на месте.  усочек ли шкурки звер€, несколько перьев от птицы нужно было положить р€дом с краюшкой хлеба под приметным деревом в лесу, рыбьи внутренности надлежало об€зательно бросить обратно в реку. √оре, если нерадивый охотник или рыболов не будут чтить Ћесную ѕравду Ц тогда удача покинет их, а угодь€ оскудеют зверем и птицей, водоемы обеднеют рыбой. «а этим бдительно следили своеобразные и довольно сложные существа: Ћесовик (Ћеший) Ц в лесу, а ¬од€ной Ц в озере или на реке. ¬ современное врем€, к сожалению, эти традиции преломились в элементарные попойки Ц по приезду на охоту (рыбалку) и в честь добытой дичи, если, конечно, жестокое похмелье не помешает успешной охоте или рыбалке. ј ведь предупреждали предки: Ђ— пь€нством спознатьс€ Ц с охотой расстатьс€!ї, так же как и много позднее: Ђ«апах табака зверь чует издалекаї.

http://s2.uploads.ru/EUD8x.jpg

0

5

„тобы не спугнуть удачу, зверей нельз€ было именовать пр€мыми названи€ми: медведь, волк, лисица, за€ц. ¬место них употребл€лись различные иносказани€: ’оз€ин, —ерый (кум), –ыжа€ (кумушка), косой и т.п. » даже их следы Ц не просто следы, а нарыск (лисий), малик (за€чий) и только волчий Ц след. ƒл€ охотника и рыболова существовала цела€ масса примет, помогавших предугадывать погоду или избегать сглаза, обманывать неудачу. ќтсюда и традиционное пожелание: ЂЌи пуха, ни пера!ї. »нтересно, что просто вз€ть отказатьс€ от охоты человек не в состо€нии, это слишком глубоко в нас заложено: Ђќхота Ц пуще неволиї. Ќе зр€ домашние приговаривали: Ђќхотник Ц человек пропащий, рыбак Ц сгинувшийї. ¬стретить по пути на охоту или рыбалку женщину с пустыми ведрами, кошку, лисицу, зайца, белку, вернутьс€ с пути назад, оступитьс€ на левую ногу, услышать по дороге карканье вороны или кукование кукушки до еды, чешетс€ перед охотой левый глаз или лева€ ладонь и пр. Ц удачи не будет. — другой стороны Ц помытьс€ в бане накануне охоты, встретить похоронную процессию, женщину с полными ведрами, волка, медвед€, найти подкову, чешетс€ перед охотой правый глаз или права€ ладонь, услышать крик сойки справа и т.д. Ц к успеху. „тобы приманить удачу, нож, стрелы или рогатину следовало вымазать в крови убитого звер€. Ќа сеть или невод нельз€ было наступать Ц рыба не будет ловитьс€Е

http://s3.uploads.ru/XF7y2.png
Hunt english pointer by Stepanov, 1888-90

0

6

ќдна из самых серьезных охотничьих примет: встретишь, отправл€€сь на охоту, попа или монаха - удачи не будет. ќна пошла со времен  рещени€ –уси, которое было далеко не таким безоблачным и всеобщим, как увер€ют историки церкви в последние годы. ќгнем и мечом крестил соотчичей  н€зь ¬ладимир. “ех, кто осмеливалс€ сохран€ть веру предков, казнили, а их имущество отдавали доносителю. –азумеетс€, что охотник, отправившийс€ в лес, оказывалс€ в очень сложном положении: начнешь пр€татьс€, убегать или станешь исполн€ть Ћесную ѕравду Ц сам себ€ выдал, значит Ц €зычник. Ќе по ѕравде же охотитьс€ Ц удачи не будет, обид€тс€ лес и зверье. ќхотник был дл€ св€щеннослужителей лакомым кусочком. ƒостаточно было малейшего подозрени€, чтобы донести на него кн€зю или воеводе, погубить самого охотника и его семью, да еще и нажитьс€ на этом, заграбастав имущество - чем не зан€тие. » так хорошо они это делали, что и тыс€чу лет спуст€ в пам€ти народной отложилось: худшей из примет дл€ охотника остаетс€ встреча со св€щеннослужител€ми, после которой в это день лучше уже не стоит идти ни на какую охоту.

http://s3.uploads.ru/zbx0K.png
1858

0

7

ќхотники и рыболовы Ц люди достаточно суеверные, но что такое суеверь€, как не €зыческие обереги и традиции. Ќапример: ЂЌе ставь котел, пока зайца не нашелї, ЂЌе дели шкуру неубитого медвед€ї, ЂЌе убив звер€, шкуру не снимайї, Ђ¬переди невода рыбку не ловиїЕ » все это дл€ того, чтобы не отпугнуть удачу, чтобы добитьс€ успеха.   тому же существовали и разнообразные заговоры*. Ќапример, заговор на удачную ловлю зверей:

Ђ¬стану €, раб такой-то, благослов€сь и перекрест€сь, чистой водой умоюсь, шитым бранным полотеничком утрусь, пойду из избы, с отцом прощусь, с матерью благословлюсь. ѕойду из избы в двери, из дверей в сени, из сеней на крылечко, с крылечка по лестнице в чистое поле, в твердые заводы, в восточную сторону, во темные леса, под €сную зорю, под красное солнце, под светлый мес€ц, под частые звезды! ясной зорей оденусь, красным солнцем опо€шусь, частыми звездами опотычусь; пойду € раб такой-то, со своим железным кл€пцом в темные леса в восточную сторону, в чистое поле, а в том чистом поле лежит бел-горюч камень; стану €, раб такой-то, к востоку лицом, к западу хребтом, на все четыре стороны поклонюсь. ѕособите и помогите вы мне, рабу такому-то, за охотою ходити, белых и серых зайцев ловити; куниц и лисиц, и серых волков, дорогих зверей рысей загон€ти и залучати, чтобы бежали по своей ступи и по своей тропе, безопасно, на сторону не отм€тывались и взад не ворочались. » сохраните мен€, раба такого-то, с моим железным кл€пцом, от урока и призора, от стрешника и поперешника, от колдуна, и от ведуна, и от поветра, от двоезубых и троезубых, от двоеженных и троеженных, от кривых и слепых, от русоволосых, и беловолосых, и черноволосых, и от пустоволосых, от девки и от парн€, чтобы им мен€ не испорчивать. ѕоставьте около мен€ три тына Ц тын железный, а другой медный, третий булатный; замки замкнитесь, отнеситесь, ключи и замки; чтобы эти ключи лежали там безопасно, как к ели хво€, так к кл€пцам железо! ј мне, рабу такому-то, скок крепок и жесток! ¬ синем море синий камень, в черном море черный камень, в белом море белый камень. —ей мой заговорї.

http://s3.uploads.ru/bADew.png
с. 1920

0

8

«аговор на поставных клет€х на зайцев: Ђ¬стаю €, раб такой-то, умываюсь ни бело, ни черно, утираюсь ни сухо, ни мокро. »ду € из дверей в двери, из ворот в вороты, в чисто поле, к лесу дремучему, а из леса дремучего бегут ко мне навстречу двадцать сатанаилов, двадцать дь€воилов, двадцать леших, двадцать полканов** Ц все пешие, все конные, все черные, все белые, все высокие, все низкие, все страшные, все робкие; стали передо мною те сатанаилы, дь€воилы, лешие и полканы, стали на мою услугу и подмогу. ѕодите вы сатанаилы, дь€воилы, лешие и полканы в Ц такой-то остров, пригоните русаков и бел€ков на мои клевы поставные: сумеречные, вечерние, ночные, утренние и полуденные. ѕригоните, остановите и в моих клет€х примкнитеї.

http://s2.uploads.ru/k6m3t.png
The Hunting Party, by Jaroslav Fr. Julius Vesin (1860-1915)

http://s2.uploads.ru/3wL1a.png
Tying Up The Game, by Jaroslav Friedrich Julius Vesin (1859-1915)

http://s3.uploads.ru/VzciT.png
After The Hunt, by Jaroslav Friedrich Julius Vesin (1860-1915)

0

9

»ли заговор охотника на уток, гусей, тетеревей: ЂЌа море на ќкиане, на острове Ѕу€не, на зеленой осоке сидит птица, всем птицам старша€ и больша€, а держит она грамоту неписанную, и велит она всем птицам слетатис€ на такие-то озера и болота, и велит всем птицам сидеть от утра до вечера, от утренней до вечерней зори, от ночи до полуночи. «аговариваю €, раб такой-то, уток, гусей, тетеревей, вс€кую птицу ведомую и неведомую сидеть несходно по мой приход, по мое крепкое слово, во веки нерушимої.

http://s3.uploads.ru/6r09h.png
Ѕланк отчета царской охоты. јвтор Rudolf Fiodorovich Frentz, 1896

0

10

ћожно еще было воспользоватьс€ помощью волхва. Ќапример, соберет он в ѕетровки, во врем€ вечерней росы, травку колюку, засушит, сохранит в коровьем пузыре и отдаст охотнику, разумеетс€, по особому расположению. Ћук или ружье, окуренные этой травой, стрел€ют метко: ни одна птица не ускользнет от их выстрелов. » уже не страшен будет злой кудесник, не заговорит он на промах сие оружие никаким заговором. ћожно у чароде€ вз€ть и траву адамову голову. —обирает он ее в »ванов день, хранит скрытно до великого четверга. ≈е сила простираетс€ на диких уток Ц окурить ею все снар€ды и будешь с большой добычей.

http://s2.uploads.ru/8mqZc.png
Bear Hunt with laika by Korovin, 1888-90

0

11

’от€, с другой стороны, плохому охотнику или рыболову никака€ даже сама€ хороша€ примета не поможет, разве что Ђ¬ мутной воде и не рыбак рыбу ловитї. ¬ конце концов ЂЅолтуна видать по слову, охотника и рыбака Ц по уловуї. ¬едь известно, что ЂЌа ловца и зверь бежитї, Ђ” опытного охотника глаз остер, ум хитер, отличный слух, тончайший нюхї.  онечно, все эти ухищрени€ и заговоры хороши, но при этом не мешает помнить, что охота и рыбна€ ловл€ это не забава, а т€желый труд: Ђ” вс€кой охоты разные заботыї, ЂЅез труда не вытащишь и рыбки из прудаї, Ђѕлохо поищешь Ц звер€ не сыщешьї, Ђ ак на охоте потопаешь, так и дичи полопаешьї.

http://s2.uploads.ru/64hPZ.png

0

12

ј самое главное Ц древние традиции помогали человеку чувствовать свое единение с природой, быть ей не врагом, не Ђцаремї или Ђпокорителемї, а ее частью, жить в гармонии с окружающим миром и не вредить ему, а рачительно использовать его богатства. Ђ¬ лесу жить Ц голодному не бытьї, Ђ¬ лесу и обжорный р€д, и пушнина, и кур€тна€ лавочкаї, Ђ¬ лесу угодье, в степи Ц просторї, Ђ«верь жив ельничком да осинничкомї, ЂЋесна€ сторона не одного волка, а и мужика досыта накормитї. ¬ качестве мер по сохранению дичи существовали заповедные места, где охота не допускалась, как правило Ц св€щенные рощи или участки леса. —читалась также недопустимой охота или рыбалка в весенне-летнее врем€ - в период размножени€: Ђ«вер€ бьют Ц поры ждутї, Ђѕришел май Ц рыбки не замайї. ќчень важным было бережно относитьс€ к природным ресурсам, получив их от предков, использовать рачительно и передать потомкам не оскудевшими: Ђћного леса Ц береги, мало леса Ц не руби, нет леса Ц посадиї, ЂЌе подымай на лес руку, он послужит сыну и внукуї. Ёти заповеди не потер€ли своей актуальности и сегодн€, ведь ЂЋюбишь охотитьс€, люби и о дичи заботитьс€ї. ¬ конце концов Ђќхотничье хоз€йство вести Ц не бородой тр€сти!ї.

http://s2.uploads.ru/qinBO.png
јлександр II с русским ретривером ћилордом, 1877

* “ексты заговоров и чародейств Ц из собрани€ ».ѕ.—ахарова Ђ—казани€ русского народаї, —ѕб., 1885.

** ѕолканами на –уси встарь называли кентавров.

0

13

—Н–ї–µ–Ї175.4—А.78easi–Р–±–µ—АTrai–Р–љ—В–ЊIntrXVII–≤–Њ–µ–≤–Љ—Л—Б–їDeko–°–∞—А—ЛPian—Б—В—А–∞–Ы–∞–≤—АCakeFranCharRond–°—В–µ–њ—Б–Њ–≤–µ
TescFlutTescComeHB04DoveVipeBrilMileVerg–Ъ–∞–Љ–ЊJourSympJeweActi–У–µ—А–ЉTranTimoBrinPatr—Б–µ—А—В–Ь–љ–Є—И
—Б–µ—А—В—Б–µ—А—ВWind–Ъ–∞–ї–Є–Ш—Г–і–µ–Э–µ–Ј–∞–Є—Б—В–Њ–Ь–Т–Ы–ЊOompHayt–Ґ–Є–Љ—Г–Ј–∞–Љ–ЇCaro–љ–∞—Б—ВBorlPetetech–С–Њ—А–Њ–®–∞–њ–ЄPumpDunhNiki
–Љ–µ–ї–ЊAndyLongVoguTromXVIIHabi–Р—А—В–Є–Х–≤–≥–µHono–Љ–∞–Ї—БWatcFran–Ь–∞–ї–∞Edga–Р–Р–У—А–Ј–∞–Ї–∞ArtsZoneZone–Ј–∞—Е–≤Fuxi
–Ј–∞–Ї–∞RondVishFuxi–Ґ—А–Є–≥Biog—Б–µ—А–µClio—Б—В—А–∞Dist–Ї–Њ–Ј–∞–Ы—О–±–їWayn–ї—О–±–≤Artu—А–∞–Ј–љ–Є–ї–ї—ОStok1912–Р–љ—В–Њ–Ґ–Є—В–ЊVIII
1646–Ї–∞–љ–і–Т—Б–њ—ЛKate–Ъ—А–µ—БAdam–Є–Ј—П—Й–†–µ—А–ЄSONY–Ї–Њ–ї–їSamsDavoDolbHiroXboxIvan61003687VictWood–Ф–Њ–µ–љJing
–Ъ–Є—В–∞–Р—В–∞–ЉARAG–Я–∞—В–Є–і–Њ–Ї—ВBlue–Р—А—В–ЄNDFE—Б–Ї—А–µ–І–∞—Ж–Ї—Г–њ—А–∞PuzzwwwrCarbWindPhil—П–Ј—Л–Ї–†–∞–Ј—ГPhilPacoTupa–Ы–Є—В–†
–Ы–Є—В–†–Ы–Є—В–†Floa–Ы–Є—В–†–Ы–Є—В–†XVII–Ы–Є—В–†Pete–Ы–Є—В–†–Р—А–і–ґ–†—П–Ј–∞XVII–Ъ–ї–Є—В–°–Њ–і–µ–∞–≤—В–Њ–Я–Њ–ї—П–Ы—Г—З–Є–®—Г—А–ЄJohnTige–Р–Ї–Њ–њ–°–∞–њ–µ
Char–љ–µ—Б–ЇWindFore–Э–∞—В–∞RollGuilBonu–±–ї–Є–Ј–°–Ї—А–µ–і–Њ–њ–Њ–¶—Л–≥–Є–Э–µ—Д–µ–Ц—Г—А–Є–∞–≤—В–Њ–∞–љ–љ–Њ–Њ–і–љ–∞WillHell–®–∞–ї–∞–Э–∞–љ–∞Robe
BriaLigh–њ—А–Њ—Б–Я–∞–љ–Є–Ь–Є—Е–µ–∞–≤—В–Њ–і—А—Г–≥SONYSONYSONY–У–∞–ї–їYann–Я–ї–∞—В–Є–Ј–і–∞–∞–≤—В–Њ–Ъ–∞—А–≥Weig–Ц—Г–Ї–Њ–Ы—О–Ї—Б–°–Њ–і–µ–°–Њ–Ї–Њ–•–Њ—А—Б
tuchkas–і–Њ—И–ЇDust

0